вторник, 15 октября 2013 г.

Новый взгляд на пчеловодство

Примерно год назад я уже коснулся темы, затрагивающей проблемы в пчеловодной отрасли. Статья называлась "Размышления о современном пчеловодстве". За прошедшее время ситуация не только не улучшилась, но даже стала еще хуже. Оптовые цены на мед опустились до 40 руб за кг. На мой взгляд, даже для промышленных пасек это очень низкая цена, не позволяющая развивать и модернизировать пасечное хозяйство.

Даже у меня, владельца некрупной пасеки в 50 семей, не так давно было стремление получать с пасеки максимальное количество мёда, потому что было выгодно ту часть меда, которую не смог продать по розничным ценам, реализовать оптом. Сейчас я смотрю на ситуацию по другому и даже не помышляю об оптовой продаже меда.

Тем не менее, и в таких условиях содержание пасеки можно сделать выгодным и получать неплохой доход. Моя стратегия содержания пасеки в сложившихся условиях выглядит так:
1. Пчеловодство - побочный вид деятельности, дающий дополнительный доход. Всё таки пчеловодство - сезонный вид занятости, значит лучше иметь постоянную работу со стабильным доходом. Даже уделяя пчеловодству два выходных дня в неделю, можно с  выгодой содержать пчел.
2.Минимизация расходов на содержание пасеки. Лично для меня, это в первую очередь - отказ от кочевки. Сразу отпали две существенные статьи расходов: транспортные расходы и затраты связанные с охраной пасеки. Во-вторых, как известно, время тоже деньги, а мы порой проводим излишне много времени на пасеке, тратя его на мелочные дела.
3.Комплексное использование пасеки. Здесь всё просто. Пчелы  - это не только мед. Если есть проблемы со сбытом меда, значит нужно расширять ассортимент продукции пчеловодства, даже если это идет в ущерб медосбору. Меда нужно добывать столько, сколько можешь продать по розничным ценам. Оставшейся потенциал пасеки лучше направить на производство других видов продукции пчеловодства.
4. Стремление к рекордным медосборам меняется на стремление к росту продаж. Освободившееся от пасечных работ время можно направить в том числе и на работы связанные с реализацией меда.  Иногда, постоянная работа с низким заработком компенсируется обширным списком людей, так или иначе связанных с вашей работой. Многие из этого списка становятся вашими постоянными покупателями меда.

Эта статья - хороший повод задуматься о времени и усилиях которые мы тратим на пчеловодство. Может что-то пора менять?

11 комментариев:

  1. Может и пора что-то менять,но если не учитывать сложившиеся условия,то в идеале,пасека должна специализироваться на производстве чего-либо (мед,маточное молочко,воск и прополис,матки и пакеты и т.д.) и более всего это верно ,думаю,для большой пасеки,т.к. малая и средняя пасека может себе позволить несколько направлений и дело тут всего лишь в том,что на крупной пасеке "распыление" не целесообразно по причине трудоемкости выполнения различных работ по производству многих товаров пасеки разительно отличающихся друг от друга производством - методом,сроками,средствами и т.п.
    Потом,все мы в разных условиях и в т.ч. условиях или прежде всего,условиях возможности продажь своей продукци. Правильно было сказано,что ваши коллеги по основной работе,могут быть,да и будут вашими постоянными покупателями,но не у всех есть такая возможность сбыта продукции. Потому многие пасеки и особенно большие,ориентированы на опт,хотя он сейчас мягко говоря ни с какой ценой и соглашусь,что модернизировать с него пасеку,вкладывать в ее развитие или трудно,или невозможно и это еще без упоминания о том,что с крупной пасеки человек должен жить и живет,т.к. это его ,часто,основная и единственная работа и источник дохода. Отсюда вопрос,сокращать или наращивать производство? Сократить? Тогда на что жить и содержать пасеку? А если человек больше ни чего делать не умеет или уже не может лишь по той причине,что база пасеки добротна,большая,да и сама пасека не мала. Тогда можно сказать ,не мобилен и обречен на вымирание,может и так,но это уже другой вопрос. Тогда ему остается лишь наращивать производство и ждать лучших времен. Хотя и соглашусь,что разумнее будет при сегодняшнем опте,производство сократить до возможностей розничных продаж,но это верно для небольших пасек,которые являются для человека дополнительным,не важным,доходом.
    Сократить издержки можно и экономией,но в чем? Считаю недальновидным и в какой-то степени глупой идеей сэкономить на пчелах и пасеке,потому что нельзя брать не вкладыая,это в конечном счете приведет к краху! Лучше экономить на себе.
    Всем вышенаписанным,я не только выразил свое отношение к затронутой проблеме,но и показал,в насколько разных условиях находятся пчеловоды мелких и крупных пасек,потому пути решения одних и тех же проблем для них не могут быть однотипными или стандартными. Вы Сергей,вывели три пункта для своей пасеки по ее содержанию и развитию в сложившихся условиях и для Вас они верны.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Сергей, соглашусь, что, находясь вдали от густонаселенного центра сбыть продукцию сложнее. Да, каждый из нас находится в разных условиях и, несомненно, крупные пасеки сейчас находятся в более тяжелых условиях, поскольку в бОльшей мере зависят от оптовых цен. Посыл статьи сводится к тому, что не стоит двигаться по годами накатанной колее в ожидании лучших времен, ведь существуют и другие виды деятельности, которые вполне можно сочетать с пчеловодством, здесь уж каждый сам оценивает свои способности и возможности.

    Насчет комплексного использования пасеки категорически не соглашусь с твоим мнением. Производство разнообразной продукции ведет к равномерной загруженности пчеловода, главное, что бы оно не пересекалось с основными работами на пасеке. К примеру, если часть семей на пасеке будет ориентирована на увеличение пасеки, то производство меда и загруженность пчеловода во время откачки меда снизятся, зато появится доход от реализации пчелосемей весной.

    ОтветитьУдалить
  3. "К примеру, если часть семей на пасеке будет ориентирована на увеличение пасеки, то производство меда и загруженность пчеловода во время откачки меда снизятся, зато появится доход от реализации пчелосемей весной."

    Эт факт! Но сначала нужно ведь что-то предложить хорошего покупателю и увеличить свою пасеку до планируемого предела. Поясню по последнему: например мой новый омшаник вмещает 250 п/с и на следующий год он будет полон,только после этого я смогу,а может и буду продавать семьи,отводки. Поясню по первому: конечно у меня нет породных пчел и это отнюдь не означает,что моя местная карпатка плоха,очень даже нет,здесь пока смотрим на первое пояснение,но думаю,что покупателю нужно предлогать все же породных пчел,особенно если ваша пасека большая и имеет какую-то солидность в глазах покупателей и ответственность... Хотя и местные пчелы хорошо продаются,судя по форумским объявлением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, что бы не было стыдно за проданные семьи, а порода это не главное.

      Удалить
  4. Сергей,а не получилось ли так,что вы этой весной продали лучшие семьи пасеки?

    ОтветитьУдалить
  5. Конечно получилось. Но не все же сильные семьи продал. Продаю с таким расчетом, чтобы оставшиеся семьи принесли запланированное количество меда и смогли восстановить пасеку до нужных размеров.

    ОтветитьУдалить
  6. Ну на счёт кочевки , так это спорный вопрос. В некоторых случаях на кочевке прибавка в товарном мёде существенна и нередко у два раза больше чем стационаре.Всё конечно зависит от местности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спору нет - медосбор при кочевке значительно выше. Весь вопрос в том, какие расходы потребуются на кочевку, и по какой цене будет продаваться мёд. Может проще стационарную пасеку увеличить, если больше меда нужно?

      Удалить
  7. Полностью согласен п.3 стратегии так как только такой подход может помочь проблеме. Зачем производить то, что практически не реализуется по справедливой цене. Есть ниши в продукции пчеловодства, которые ещё свободны. Я имею ввиду сотовый мёд. Пусть хлопотно, пусть снижается выход товарного мёда, но ведь продаётся и по нормальной цене. Разве лучше заполнить все сараи ведрами с мёдом и хранить его там годами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А третий пункт неизбежно связан с четвертым -уделять больше времени реализации, ведь сотовый мед, пыльца, перга, воск - это те продукты, которые должны оказаться на глазах у покупателя.

      Удалить

Поделитесь с друзьями