27 марта, в день выставки пчел на втором точке обнаружил две крайне ослабленных семьи. Уверен, что без моей помощи они обречены на гибель. Спасать или не спасать? Вопрос не такой уж однозначный. Слабые семьи головная боль любого пчеловода. Выхаживание слабых семей отнимает много времени, а результат порой не оправдывает ожиданий.
В данном случае, обстоятельства сложились в пользу погибающих. Прошлогодние матки в этих отводках еще толком не работали, точек находится не так далеко от меня, вот-вот должно прийти спасительное тепло и время для этой малоперспективной операции есть.
Поехал на следующий день. На улице температура чуть больше нуля, под ногами грязь, в общем, не самые лучшие условия для работы. Осмотр погибающих только усилил сомнения в целесообразности реанимации, но раз уж приехал, надо попытаться что-то сделать. Одна семейка уже находилась в шаге от гибели. Оставшиеся пчелы занимали площадь одного квадратного дециметра лишь в одной улочке, больше того, они уже начали застывать, от погибших отличались лишь тем, что слегка шевелили крыльями.
В данном случае, единственный вариант для спасения – усилить погибающих пчелами, которые обогреют и накормят ослабленных членов семьи. Риск, что вновь прибывшие пчелы агрессивно отнесутся к матке, был, но в данном случае, других вариантов для спасения не было. Расчет был на то, что в критической ситуации пчелы разных семей объединят свои силы для борьбы за жизнь.
Пчел-спасительниц взял в сильной семье. Без всяких условностей достал крайнюю рамку с пчелами, на всякий случай посмотрел, что бы там случайно не оказалась матка и перенес сот в ослабленную семью, поставил рядом с рамкой, где находились терпящие бедствие.
Сократил, утеплил. Со второй семьёй проделал то же самое.
Через день я снова на пасеке! День выдался совсем весенний, светило солнце, температура уже вплотную приблизилась к отметке в десять градусов.
Вообще, я больше всего люблю работать с пчелами весной. Просто поражает, с каким желанием насекомые, пережившие трудную зиму, включаются в работу. Их жажда выжить, преодолеть трудности и дать потомство вдохновляют и заряжают энергией.
Так было и в этот раз. Приятно было смотреть, что моя помощь не пропала даром. Семейки вяло облетывались, но эта вялость, которая обычно раздражает, поскольку говорит о слабости семьи, в данном случае радовала. ЖИВЫ! Дальше, уже легче.
Проделав ту же самую работу, я уехал, а душе осталось хорошее настроение. Чисто практический и меркантильный расчет по спасению слабышей перерос в нечто большее. И дело уже не в том сколько меда дадут эти семьи. Просто они сумели выжить
Комментариев нет:
Отправить комментарий